* * *
Леста выскочила на улицу, едва услышав ровный гул моторов флаера. Час назад она получила сообщение от Лю: группа разведчиков, в которую он входит, попала под обвал в горах. Один пострадавший, Трогг, серьёзная травма ноги. Лю был по обыкновению лаконичен, так что весь час ожидания она промучилась догадками, и оборудование лазарета подготовила в расчёте на самые худшие варианты. Как вскоре выяснилось, не зря.
Пилот резко бросил флаер вниз, посадив его в опасной близости от здания и ожидающей Лесты. Впрочем, она этого не заметила, внутренне уже переключившись в рабочий режим, когда не важно ничего, кроме человека, которому нужна помощь.
Первым из флаера выскочил Лю, второй врач колонии Форт, маленький, даже ниже Лесты, худощавый смуглый юноша. Коллега, помошник, ученик, солидно превосходящий её знаниями, но настолько правильный и педантичный, что первое время зверски раздражал её. Впрочем, за три года общения с ней и разведчиками колонии, изрядно похожими на пиратов умением одинаково азартно работать, драться и веселиться, он стал почти похож на человека, а не на безупречно вежливого медицинского робота. Следом двое парней вынесли третьего. Он без сознания, левую ногу толком не разглядеть под слоями фиксаторов, кровоостанавливающих губок и прочего. Леста даже не пыталась разобрать, что там накрутил Лю, своё дело он знает. Распахнула дверь и сразу направила их к стационарному сканеру.
Когда вернулся Лю, наконец выгнав из лазарета волновавшихся за товарища разведчиков, Леста уже сосредоточенно изучала картинку на мониторе. Картинка была мягко говоря безрадостная. Сильнейший удар пришёлся по голени. Разроблены обе берцовые кости, разможжены мышцы, порваны сосуды и сухожилия...
- Готовить ампутацию? - Лю скорее утверждал, чем спрашивал, данные более мощного прибора только подтверждали то, что он смог определить на месте.
- Нет, - неожиданно остановила его Леста. Провела пальцем по монитору. - Смотри. Вот здесь видно, что уцелела часть сосудов. Сохранено кровообращение в ступне, коленный сустав тоже не пострадал. Предположим, мы поставим вот здесь имплант, саморассасывающийся, на кальциевой основе. Я проверила, у нас есть подходящие. Потом, используя его как основу, соберём кости. Часть мелких осколков придётся удалить, но останется достаточно, чтобы у них был шанс срастись, используя растворяющийся имплант как строительный материал. Потом на эту конструкцию будем наращивать мышцы и всё остальное. Реабилитационный период, конечно, будет долгим и болезненным, но у нас вполне может получиться.
- Это уже микрохирургия! - Лю говорил с нехарактерной для него эмоциональностью. - Возможно, в где-нибудь на технологически развитых планетах Кольца, в условиях крупного госпиталя, это было бы возможно. Но не здесь. У нас недостаточно оборудования, я такого никогда не делал. И ты тоже. Так?
- Так, - подтвердила Леста. - Но непосредственной угрозы для жизни сейчас нет. Так что мы можем попробовать. А отрезать всегда успеем.
- Это слишком опасно и нецелесообразно, - не уступал Лю. При необходимости он мог быть не менее упрямым, отстаивая сво мнение. - Хорошой протез...
Леста молча подошла к раненому разведчику, всмотрелась в бледное, совсем юное лицо. Печально покачала головой.
- Лю, ты сам сказал, мы очень далеко от цивилизованных миров Кольца. Как думаешь, какова вероятность, что у его семьи... да что там, у всей колонии, хватит денег на протез достаточно высокого класса? А если нет... Он восстановится до среднего человека, но не до разведчика. Ты же знаешь, Трогг бродяга, лесовик. Для него походы в лес, в горы, все эти исследования и приключения - смысл жизни. Как думаешь, каково ему будет оказаться прикованным к посёлку? Вроде бы даже не инвалидом, но потерять свободу, которая у него есть сейчас? Мы должны хотя бы попытаться. Дать ему шанс.
Леста знает, о чём говорит. Она сама чувствует себя именно так. Да, чёрт побери, уже нельзя отрицать - она полюбила Форт, эти безумные леса, этот посёлок, она гордится этими людьми, как всегда гордилась своей командой. Возможно, она даже осталась бы добровольно, если бы имела возможность выбирать. Но она приговорена к этой планете, и осознание собственной несвободы заставляет её рваться на волю, к звёздам. Только она через два года вновь получит право выбирать свой путь. А то, к чему они сейчас могут приговорить Трогга - навсегда.
- Давай попробуем, Лю, - она просит, хотя вообще-то говоря имеет право приказать. - Мы справимся, потому что должны. Понимаешь?
- Кажется, да, - на лице маленького врача отражается внутренняя борьба. То, что предлагает Леста, опасно, они не имеют права так рисковать. И всё же... дать шанс... - Хорошо. Мы сделаем всё возможное.
- Да! - Леста одобрительно улыбнулась. - Тогда не будем тянуть, коллега.
* * *
Несколько часов спустя обоих врачей шатало от усталости.
- Кажется, мы всё-таки это сделали, - Лю, бледный похлеще пациента, кажется, не верил собственным словам.
- Подожди, ещё посмотрим, как этот конструктор будет заживать, - на этот раз Леста выступала в роли скептика, но было видно, что она довольна проделанной работой.
- Просто не имеет права не зажить после того, как мы корячились его собирать, - шутит Лю редко, и обычно это знак, что он в не лучшем состоянии.
- Иди отдыхай, - посоветовала ему девушка. - Я подежурю, пока Трогг не очнётся.
- Ты тоже устала.
- Вали отсыпаться, сменишь меня часов через восемь, а завтра вернётся группа Сианны, самые сложные процедуры повесим на неё. Я прохлаждалась здесь, пока ты бегал по горам со своей весёлой компанией, ничего не случится, если посижу ещё немного.
"А ещё я привыкла и не к такому, мне доводилось работать фактически в одиночку с десятком пациентов разом, по трое суток на стимуляторах. Абордажная смена, знаешь ли..." - но этого Леста не говорит, это был бы удар ниже пояса. Законопослушному Лю до сих пор трудно примириться с тем, что его старшая подруга осуждена за участие в пиратских рейдах. К счастью, предыдущих доводов хватает.
Ещё пару часов спусть Лесту, нахально валявшуюсь на свободной койке и изучавшую очередную статью по реабилитации после тяжёлых травм конечностей, сорвал с места тихий стон.
- Очнулся? Вот и замечательно. Пить хочешь? - Леста присела рядом с Троггом, ободряюще погладила по руке. Она всегда старалась не просто механически выполнять свою работу, но и успокаивать, ободрять, делиться теплом.
- Нога... - парень упорно пытался приподняться, но был слишком слаб даже чтобы самостоятельно оторвать голову от подушки.
- Скажи спасибо, что ты её не чувствуешь, - Леста, бережно обняв за плечи, помогла ему убедиться, что ног по прежнему две.
- Спасибо, док, - эти попытки двигаться отняли у него остаток сил, но Трогг улыбался. Для него самое страшное позади.
- Учти, выздоровление будет долгим и достаточно неприятным, - предупредила Леста. - Но думаю, что в итоге всё будет хорошо.
И она действительно в это верила.